воскресенье, 14 октября 2012 г.

Участие госкорпораций в программе «Развитие образования»


Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»


В реализации Государственной программы, в том числе в разработке и обсуждении разрабатываемых вопросов по развитию образования, наряду с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соисполнителями и участниками Государственной программы, будут принимать участие отраслевые научные организации (федеральное  государственное учреждение «Федеральный институт развития образования», Российская академия образования, ряд других научных организаций, занимающихся проблемами образования), институты развития (ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российская корпорация нанотехнологий», Центр разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково»), отраслевые общественные объединения и ассоциации (Комиссия Общественной Палаты Российской Федерации по развитию образования, Общественный Совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников образования и науки Российской Федерации), 
объединения работодателей (общественные организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Опора России» и другие).

 Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации 
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Общий объем финансового обеспечения Государственной программы из средств федерального бюджета в 2013-2020 годах в текущих ценах составляет 6 687,75 млрд. рублей (в среднем около 0,85 % ВВП в соответствующие годы), в том числе дополнительные средства на 2013-2014 годы в размере 378,9 млрд. рублей. При этом ежегодный объем финансового обеспечения возрастает с 384,7 млрд. рублей в 2013 году до 1 146,7 млрд. рублей в 2020 году.

Наибольшие ассигнования предусмотрены в рамках подпрограммы 1 «Развитие профессионального образования». Их объем составляет около  83,9 % средств Государственной программы. Финансовое обеспечение подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» составляет около  14,3 % от общего объема средств Государственной программы; подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»  – 0,47 %; подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования"  – 0,83 %. Ассигнования на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы составляют около 0,48 % средств Государственной программы.

Распределение бюджетных ассигнований по подпрограммам Государственной программы в целом соответствует сложившимся объемам федеральных обязательств по соответствующим направлениям расходования средств. Так,  финансовое обеспечение федеральной сети гражданских вузов традиционно осуществляется за счет средств федерального бюджета, и подпрограмма 1 включает соответствующие расходы в полном объеме. Финансовое обеспечение подпрограммы 2 сокращается с 4,1 % до  2,7 % от прогнозируемых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013-2020 годах.

Объемы ассигнований  из средств федерального бюджета  четырех подпрограмм Государственной программы в 2013-2020 годах составят в процентах к ВВП соответственно 0,72 %, 0,12 %, около 0,01 % и около 0,01 %.

Среднегодовые темпы роста бюджетных расходов Государственной программы в 2013-2020 годах составляют  112,3 % при среднегодовых прогнозируемых темпах роста ВВП в номинальном выражении 111 %. Незначительное  превышение темпов роста расходов Государственной программы над темпами роста ВВП обуславливается:

- опережающим повышением зарплат педагогических работников образовательных учреждений (прежде всего, высшего профессионального образования) при высоких прогнозируемых темпах роста средних зарплат в экономике Российской Федерации;

- расширением инструментов социальной поддержки студентов (социальные стипендии);

- реализацией мероприятий, связанных с развитием региональных образовательных систем.

Подходы к оцениванию объемов финансового
обеспечения Государственной программы


Расчетной базой финансового обеспечения Государственной программы является актуальная версия аналитического распределения расходов федерального бюджета в рамках Государственной программы на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов (аналитическое распределение средств федерального бюджета по государственным программам на 12 декабря 2011 года). При этом отдельные статьи аналитического распределения, изначально отнесенные к Государственной программе, такие как поддержка программ развития национальных исследовательских университетов и ряд других, были отнесены к расходам Государственной программы «Развитие науки и технологий» Минобрнауки России.

По согласованию с Минфином России к Государственной программе были отнесены расходы на вузы, учредителем которых является Правительство Российской Федерации. Таким образом, в Государственной программе учитывается финансовое обеспечение всей федеральной сети гражданских вузов.

В 2012 году помимо указанных изменений финансовое обеспечение Государственной программы также было скорректировано по подразделу 0706 «Высшее профессиональное и послевузовское образование» и отражает ассигнования, необходимые для развития стипендиального обеспечения студентов вузов, а также  повышения оплаты труда педагогических работников вузов. 

Соответствующие изменения позволят с 1 сентября 2012 года обеспечить студентов, нуждающихся в социальной поддержке и не имеющих по результатам обучения оценок «удовлетворительно» и ниже, стипендиями в размере 5 тыс. рублей ежемесячно. Средства на повышение фонда оплаты труда преподавателей вузов позволят с 1 сентября 2012 года довести заложенный в нормативе фонд оплаты труда в расчете на 1 преподавателя вуза, участвующего в реализации государственного  задания на образование, до уровня средней зарплаты по экономике региона. Общий объем соответствующих ассигнований для системы гражданских вузов составит около 5,6 млрд. рублей.

Расчет финансового обеспечения мероприятий Государственной программы на 2013-2020 годы, представленных в аналитическом распределении расходов федерального бюджета, осуществлялся с учетом изменения прогнозной численности обучающихся в результате реализации мероприятий Государственной программы, обеспечения повышения оплаты труда педагогических работников системы образования, а также индексации иных расходов на образование в соответствии с прогнозными значениями индекса-дефлятора ВВП.

Оценки объемов финансового обеспечения мероприятий Государственной программы на 2013-2020 годы, не представленных в аналитическом распределении расходов федерального бюджета, получены на основании информации о количественных и стоимостных оценках соответствующих мероприятий. Информация об объемах финансирования Государственной программы представлена в таблице 6 приложения.

Анализ рисков реализации государственной программы Российской 
Федерации «Развитие образования» и описание мер управления рисками реализации 
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»


К основным рискам реализации Государственной программы относятся: 

- финансово-экономические риски  – недофинансирование мероприятий Государственной программы со стороны регионов, муниципалитетов, образовательных организаций;

- нормативные правовые риски  – непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных изменений в Законопроект, влияющих на мероприятия Государственной программы;

- организационные и управленческие риски  – недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Государственной программы, слабость управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга, отставание от сроков реализации мероприятий;

- социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности и политических партий и движений целям  и реализации Государственной программы;

- риски, связанные с региональными особенностями,  – недостаточное финансирование со стороны субъектов Российской Федерации необходимых для достижения поставленных целей Государственной программы мероприятий, а также непонимание региональными органами исполнительной власти задач и приоритетов развития образования.

Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей программы, через институционализацию механизмов софинансирования.

Нормативные риски. В Государственной программе заложены, в том числе, мероприятия, направленные на изменения в системе образования, заложенные в Законопроекте. Изменение положений Законопроекта, мероприятия по которым отражены в Государственной программе (принятие Законопроекта перенесено на 2012 год), потребуют внесения соответствующих изменений в Государственную программу, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей. Реализация ряда мероприятий также зависит от сроков принятия Законопроекта.

Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.

Организационные и управленческие риски. 

Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал  (в том  числе недостаточный уровень квалификации для  работ с новыми инструментами) могут приводить к 
неэффективному управлению процессом реализации Государственной программы, несогласованности действий основного исполнителя, соисполнителей и участников Государственной программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на территориальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Государственной программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации Государственной программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Государственной 
программы.

Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Государственной программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий Государственной программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация  названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов 
развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации Государственной программы. Важно также демонстрировать достижения в результате реализации Государственной программы и формировать группы лидеров.

Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Государственной программы. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной межуровневой координацией органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, недостаточным пониманием задач государственной политики. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств регионального бюджета и необходимого дополнительного финансирования из федерального  бюджета, а также привлечения внебюджетных источников. 

Устранение риска недостаточной межуровневой координации органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождение реализации Государственной программы, включающее оперативное консультирование всех исполнителей Государственной программы.