Цели, задачи и инструменты государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
Цель Государственной программы сформулирована с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), изменений, произошедших в системе образования за последние годы.
Целью Государственной программы является:
- обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики.
Задачи Государственной программы:
Первая задача – формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации посредством: изменения его структуры, обеспечивающей гражданам возможность
непрерывного образования (продолжение внедрения уровневого высшего образования, постепенный перевод программ начального профессионального образования на короткие образовательные программы прикладных квалификаций, введение прикладного бакалавриата);
формирования сети ведущих вузов, стимулирующих модернизацию системы в целом; развития эффективных финансово-экономических механизмов управления (внедрение нормативного финансирования, учитывающего результативность работы организаций профессионального образования);развития современной инфраструктуры профессионального образования (строительство кампусов, общежитий, учебно-лабораторных площадей); повышения роли работодателей и государственно-частного партнерства в развитии профессионального образования; радикального обновления методов и технологий обучения.
Вторая задача – развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, включает: обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся; создание современных условий обучения; развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений; внедрение и совершенствование современных организационно-экономических
механизмов управления образованием.
Третья задача – модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания, технологий и материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий.
Четвертая задача – создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества
образования.
Цели и задачи Государственной программы взаимосвязаны с целями и задачами ряда государственных программ Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. № 1950-р, в первую очередь:
- государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» – в части развития научной составляющей в деятельности вузов;
- государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы – в части формирования условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам образования для инвалидов;
- государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики» – в части развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни обучающихся в образовательных организациях.
Основными инструментами реализации Государственной программы являются:
- дифференцированное финансирование государственных заданий образовательных учреждений;
- поддержка региональных систем образования в обмен на обязательства по модернизации;
- конкурсная поддержка региональных и межрегиональных проектов и программ, программ развития и инициативных проектов образовательных организаций, общественных организаций;
- конкурсная поддержка лучших практик и проектов их распространения;
- конкурсная поддержка совместных инициатив организаций образования, а также совместных проектов с компаниями, зарубежными партнерами;
- стимулирование инициативы, активности и самостоятельности отдельных организаций и инновационных сетей.