Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» реализуемых
федеральных целевых программ
Цели и задачи государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» сформулированы на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р) с учетом изменений, произошедших в системе образования, принятых в последние годы программ и мер по развитию системы образования.
Государственная программа включает в себя Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы (далее – ФЦПРО), Федеральную целевую программу «Русский язык» на 2011-2015 годы (далее – ФЦП «Русский язык»), четыре подпрограммы, содержащие основные мероприятия, направленные на решение поставленных задач, а также на реализацию поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При формировании подпрограмм и основных мероприятий Государственной программы учитывались цели и задачи основных стратегических документов:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р);
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. № 537);
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р);
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61);
- Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 492);
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
В Государственную программу включены Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы и Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Российской Федерации«Об образовании» организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Вместе с тем данное положение исключено из Законопроекта.
Государственной программой предусмотрено включение действующей ФЦПРО на 2011-2015 годы и переход с 2016 года к программно-целевому методу в рамках Государственной программы, интегрирующей мероприятия и финансовые средства, направленные на функционирование и развитие системы образования.В развитие мероприятий ФЦПРО, требующих продолжения после 2015 года, соответствующие задачи включаются в подпрограммы Государственной программы.
В рамках Государственной программы будут реализованы следующие подпрограммы:
- подпрограмма 1. «Развитие профессионального образования»;
- подпрограмма 2. «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»;
- подпрограмма 3. «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»;
- подпрограмма 4. «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и прочие мероприятия в области
образования».
Включение перечисленных подпрограмм в Государственную программу связано с особенностями структуры системы образования и ключевыми задачами, связанными с обеспечением повышения качества образования. В подпрограммах 1-3 Государственной программы наряду с мерами по финансированию государственного задания на реализацию образовательных услуг до 2015 года реализуются мероприятия, дополняющие ФЦПРО на 2011-2015 годы в части развития дошкольного, общего и профессионального образования, формирования национальной системы оценки качества образования. С 2016 года в рамках Государственной программы обеспечивается логическое продолжение и использование результатов мероприятий ФЦПРО в подпрограммах Государственной программы.
Мероприятия по обеспечению модернизации структуры, развитию инфраструктуры, содержанию и повышению эффективности управления профессиональным образованием включены в подпрограмму 1 «Развитие профессионального образования». В подпрограмме 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» сосредоточены мероприятия по развитию дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленные на обеспечение доступности и модернизации качественного дошкольного и общего образования, модернизацию общего образования, создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей.
Особую актуальность на сегодняшний день приобрел вопрос формирования национальной системы оценки качества образования (ОСОКО), которому посвящена подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования». Формируемые в рамках ФЦПРО, Государственной программы механизмы поддержки ключевых направлений модернизации также требуют наличия объективной системы оценки результатов модернизации, которая не в последнюю очередь связана с результатами образования (качеством обучения, социализацией, удовлетворенностью потребителей услуг образования и т.д.).
Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и прочие мероприятия в области образования» направлена на обеспечение высокого качества управления процессами развития образования через вовлечение профессионалов и общественности в реализацию мероприятий Государственной программы, без чего ее успех невозможен.
Основные мероприятия подпрограмм отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования и эффективно дополняют основные положения федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу. Наряду с перечисленными мерами при формировании основных мероприятий Государственной программы учитывались изменения, отраженные в Законопроекте, и мероприятия, которые необходимо осуществить с целью его реализации. Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» представлен в таблице 2 приложения.