суббота, 13 октября 2012 г.

Финансирование образования

На протяжении последних пяти лет наблюдался значительный рост бюджетных расходов на одного обучающегося в среднем почти на 13,5 % в год. При этом семейные инвестиции в человеческий капитал детей составляли около 18 % от совокупного объема затрат на образование. Совокупные расходы на образование из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также со стороны семей в 2010 году, по предварительным оценкам, составили более 2,2 трлн. рублей, а в 2011 году, по предварительным оценкам, составят 2,4 трлн. рублей, т.е. около 5,4 % ВВП.


В 2006-2010 годах прирост финансирования учреждений профессионального образования из средств консолидированного бюджета Российской Федерации составлял в среднем 17 % в год при среднегодовой инфляции в пределах 10,6 %. Наибольшими темпами возрастало бюджетное финансирование высшего образования (на 20,1 % в год), наименьшими  - начального профессионального образования (на 7,1 % в год).

Несмотря на это, по показателю расходов на образование в расчете на одного обучающегося по отношению к ВВП на душу населения Россия уступает большинству стран ОЭСР.  Анализ опыта зарубежных стран показывает, что реализация эффективных программ модернизации экономики требует увеличения доли национального дохода, расходуемого на образование (в целом и в пересчете на одного обучающегося). Не вполне устранена дифференциация между регионами и муниципалитетами в финансовом обеспечении аналогичных услуг, гарантированных законодательством. Не везде внедрены прозрачные механизмы распределения и использования бюджетных средств.

Институциональные и структурные реформы


Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательной базы.
Основными инструментами государственной политики в сфере образования в последние годы выступили Федеральная целевая программа развития образования (далее соответственно – ФЦПРО), ФЦП «Русский язык», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России», ПНПО,  национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», другие федеральные целевые и ведомственные программы, проекты модернизации образования.

Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании в проектах и программах модернизации образования на всех его уровнях стали: выявление и конкурсная поддержка лидеров  – «точек роста» нового качества образования  – и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.

Институционализация новых образовательных и организационных моделей обеспечивалась за счет внесения изменений в законодательные акты (Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»), принятия правовых актов Правительства Российской Федерации по  отдельным мерам, направленным на развитие образования. Завершение формирования новой институциональной модели российской системы образования должно быть обеспечено принятием подготовленного законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» (далее –Законопроект).

В пилотировании и реализации институциональных реформ доказали свою эффективность механизмы конкурсной финансовой поддержки проектов модернизации образования в
регионах по принципу «деньги в обмен на обязательства». В результате проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования, основные направления которой были определены в 2000-е годы:
нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; система оплаты труда, ориентированная на результат;независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен (далее  – ЕГЭ), государственная итоговая аттестациявыпускников 9-х классов в новой форме (далее – ГИА));общественное участие в управлении образованием и оценке его качества;публичная отчетность образовательных организаций.

Результатом стало повышение ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества. Однако эти меры не привели к реальной самостоятельности образовательных учреждений, к повышению качества образования и в соответствии с новыми требованиями. Не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования (далее  – ОСОКО), не обеспечена информационная открытость результатов деятельности системы образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения  эффективности и  доступности образовательных услуг. Серьезным вызовом единству образовательного пространства Российской Федерации становится и отставание ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.

Для организаций НПО и СПО наиболее существенными в последние годы были мероприятия по развитию сети, развитию взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда, в контексте передачи учреждений с федерального на региональный уровень подчинения. Это позволило заложить базу для создания системы профессионального образования, соответствующей потребностям субъектов Российской Федерации и работодателей в специалистах.

Вместе с тем  во многих регионах не решены задачи  разработки и реализации эффективных моделей развития региональных систем начального и среднего профессионального образования, усиления роли местных сообществ и работодателей в развитии этих систем.

Модернизация структуры и содержания профессионального образования была связана с утверждением ФГОС, отвечающих требованиям развития экономики страны, и переходом на многоуровневое  высшее профессиональное образование  –образовательные программы подготовки бакалавров и магистров.

Начиная с 2000 года одним из основных направлений в структурном преобразовании системы профессионального образования являлось выделение категорий ведущих вузов для интенсификации развития всей системы высшего профессионального образования (далее – ВПО) (проводников модернизации). Активно формируется инновационная инфраструктура в вузах  – победителях конкурса на развитие инновационной инфраструктуры в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 
«О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», победителях конкурсов в рамках ПНПО в 2007-2008 годах.

В 2011 году 55 вузов, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, стали победителями конкурса стратегических программ развития. Вместе с тем многие федеральные инициативы и инновации еще не вошли в повседневную практику всех вузов, не стали стандартами и моделями повседневной деятельности образовательных организаций. Это связано с тем, что среда «агентов инновации», «проводников модернизации» в высшей школе только формируется.Реализация Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 г.№ 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и принятие подготовленного  Минобрнауки России проекта федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» (далее  –Законопроект) должны обеспечить оформление новой институциональной модели российской системы образования.  Важнейшим элементом этой модели является открытость, вовлечение общественности и всех заинтересованных субъектов.
При этом в рамках Государственной программы необходимо обеспечить поддержку реализации и эффективность этой модели.