суббота, 13 октября 2012 г.

Характеристика программы «Развития образования»

Общая характеристика сферы реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Масштаб системы образования и доступность образовательных услуг.


Уровень образования населения России - один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2 % (один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития  – ОЭСР). По охвату общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет (99,8 %) Россия превосходит большинство стран ОЭСР.


Россия входит в число мировых лидеров по численности студентов программ третичного образования. Этот результат обеспечен более высокой долей среднего профессионального образования, в то время как по уровню населения с высшим образованием Россия соответствует средним значениям по странам ОЭСР.В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни – life-longlearning). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения 
развитых европейских стран, участвующего в непрерывном образовании, достигает 60-70 %. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 %.Доля молодых людей, получающих полное среднее образование в России,несколько выше среднего для стран ОЭСР уровня.  Однако ожидаемая продолжительность образования  для детей  в  возрасте пяти лет в России ниже(15,8 лет против  17,6), что связано, в первую очередь, с относительно  коротким 
школьным образованием.

По показателю охвата детей дошкольным образованием Россия соответствует средним значениям по странам ОЭСР. При этом Россия уступает ведущим европейским странам  по масштабам развития системы сопровождения детей раннего возраста.  Показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 63,7 %, что является лучшим показателем с 1991 года, достигнутым в условиях роста рождаемости. При этом в ряде субъектов Российской Федерации сохраняется дефицит мест.

Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей-инвалидов реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. За 2009-2011 годы системой были охвачены более 70 % от общего числа детей, которым это показано.Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. Однако не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.

Россия  – одна из немногих стран, где обеспечивается бюджетное финансирование организаций дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Рост участия в дополнительном образовании происходит в основном за счет платных услуг. 

Государственная образовательная политика России традиционно в незначительной мере  затрагивает процессы неформального образования, происходящие вне организаций, и не охватывает сферу информального образования (медиасфера, сеть Интернет, музеи, индустрия досуга). В то же время в ведущих странах-конкурентах растет внимание к возможностям  этой сферы  в социализации подрастающего поколения.

Таким образом, в целом в масштабах страны обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях. Вместе с тем Россия отстает от развитых стран мира по динамике доступности отдельных секторов, важных для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала: раннее развитие, предшкольное образование, непрерывное образование, неформальное образование и информальное образование.

Кроме того, передача полномочий по финансированию дошкольного и дополнительного образования на уровне органов местного самоуправления привела к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг.