суббота, 13 октября 2012 г.

Ожидаемые результаты программы образования


Показатели (индикаторы) и ожидаемые результаты реализации государственной 
программы Российской Федерации «Развитие образования»


Реализация мероприятий Государственной программы позволит достичь следующих основных результатов.

Системные результаты.

Совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к ВВП (бюджетные средства, средства семей и предприятий, направляемые в систему образования) увеличится с 5,4 до 6,5 %. Увеличится доля образовательных учреждений среднего профессионального образования и высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 %. Будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и 
технологического развития. Не менее пяти российских вузов войдут в первую сотню ведущих рейтингов мировых университетов.

Результаты для детей и семей


Будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (0-3  лет). Семьи, нуждающиеся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут обеспечены консультационными услугами в центрах по месту жительства и дистанционно. В результате масштабной программы строительства детских садов и развития вариативных форм дошкольного образования будет ликвидирована очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение услуг дошкольного образования.

Не менее 70-75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 % из них – за счет средств бюджетов соответствующих уровней. В старших классах для всех учащихся будет обеспечена возможность выбора профиля обучения и траектории освоения образовательной программы (в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования).

Программы культурной адаптации и изучения русского языка будут доступны для всех детей из семей трудовых мигрантов. К 2020 году будет решена задача обеспечения во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными  государственными  образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет, спортивные сооружения.

Каждый ребенок-инвалид сможет (по выбору) получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации. Улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, 
PISA).

Результаты для студентов


Повысится мотивация студентов к учебе, поскольку в экономике повысятся требования к компетенциям выпускников, появятся механизмы стимулирования качественной учебы. Нуждающиеся студенты с высокими результатами в учебе будут получать стипендию в размере прожиточного минимума. Всем иногородним студентам будет предоставлена возможность проживания в современных общежитиях. Каждый студент, обучающийся по приоритетным направлениям подготовки, будет проходить практику на современном производстве и получит возможность трудоустройства по специальности.

Для всех студентов будет обеспечена возможность участвовать в исследованиях и разработках по специальности на старших курсах бакалавриата и в магистратуре.

Лучшие выпускники школ и бакалавриата, стремящиеся получить образование самого высокого мирового уровня, смогут сделать это в России, поскольку в результате реализации Государственной программы не менее пяти российских вузов войдут в первые сто вузов мира по основным международным рейтингам и не менее чем в тридцати российских вузах будут реализовываться совместные программы магистратуры и аспирантуры с ведущими международными университетами.

Результаты для общества и работодателей

Общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования.
Повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни.

Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования. Работодатели получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.


Результаты для педагогов


Средняя заработная плата учителей общеобразовательных организаций и педагогических работников дошкольных образовательных организаций составит не менее 100 % от средней заработной платы по экономике региона. Повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров.

Существенно обновится педагогический корпус общего образования, повысится уровень их подготовки. Молодые специалисты в течение первого года работы будут получать поддержку более опытных педагогов в режиме педагогической интернатуры. Те из них, кто успешно закрепится в школе, получат  возможность взять льготный ипотечный кредит для приобретения жилья. Их заработная плата будет конкурентоспособна на региональном рынке труда.

Преподаватели вузов, активно занимающиеся исследованиями и разработками, обеспечивающие высокое качество образования, будут получать зарплату, позволяющую сосредоточиться на одном месте работы и работать с полной отдачей. Повысится эффективность конкурсных механизмов замещения должностей доцентов и профессоров, которые, с одной стороны, повысят требования к претендентам на эти позиции, а с другой стороны, заставят вузы конкурировать за лучших преподавателей, предлагая им привлекательные условия работы.

В профессиональном сообществе будут действовать эффективные институты самоуправления, расширятся возможности участия работников в управлении образовательными организациями.

Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы


Показатель 1

«Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет» является одним из ключевых показателей, используемых в международных сравнительных исследованиях для характеристики национальных систем образования.

Показатель 2 

«Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 37 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в 
школе)» характеризует обеспечение законодательно закрепленных гарантий доступности дошкольного образования. Увеличение охвата дошкольным образованием является одним из главных приоритетов развития образования в последние годы. Ликвидация очередей в детские сады  – важная мера обеспечения социальной стабильности. Задача ликвидации к 2016 году очередности в дошкольные учреждения для детей от трех до семи лет и достижение 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет поставлена Президентом Российской Федерации. Значение повышения охвата дошкольным образованием особенно важно в связи с тем, что российские дети позже, чем в странах ОЭСР, идут в школу. Конструкция показателя отражает также результативность реализации предусмотренного Государственной программой подхода, ориентирующего на развитие вариативных форм дошкольного образования.

В последние годы сделан ряд шагов, направленных на расширение доступности образования в вариативных формах (в том числе снижение требований СанПиН, доступ негосударственных организаций к бюджетному финансированию, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на оснащение дополнительно созданных мест в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста; выделение бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета на строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений).

При этом в формулировке показателя учтен тот факт, что дошкольное образование не является обязательным и некоторая доля граждан может не воспользоваться предоставленными возможностями.

Показатель 3 

«Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с худшими результатами ЕГЭ» характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность предусмотренных Государственной программой мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами. Эта тенденция последних лет несет в себе существенные риски для качества человеческого капитала и социальной стабильности. Задача обеспечения одинаково высокого качества образования, независимо от типа образовательного учреждения, отражена в поручениях Президента Российской Федерации.

Показатель 4 

«Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся» характеризует качество инфраструктуры (материально-технической и технологической базы) обучения, реализацию требований ФГОС к условиям обучения. В рамках  приоритетного национального проекта «Образование»,  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональных систем общего образования осуществлены значительные  инвестиции в сферу общего образования. Государственная программа предусматривает меры, направленные на обеспечение введения новых ФГОС. Показатель позволит оценить эффективность вложений.

Показатель 5 

«Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности» характеризует востребованность выпускаемых специалистов экономикой страны, опосредовано свидетельствует о признании качества подготовки работодателем и актуальности направления (специальности) подготовки. Показатель 6 «Охват населения программами непрерывного образования (удельный вес занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы (по результатам опроса)» характеризует гибкость системы профессионального образования и ее способность быстро реагировать на возникающие потребности экономики в новых компетенциях, обнаруживать новые целевые группы в профессиональном образовании, вносить своевременный и адекватный новым задачам вклад в инновационное развитие и технологическое перевооружение страны.

Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы 1 «Развитие профессионального образования»


Целевыми индикаторами (показателями) подпрограммы 1 являются: 

- удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования; 

- структура подготовки кадров по программам профессионального образования (удельный вес  численности  выпускников,  обучающихся по программам профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников): программы начального и среднего профессионального образования, в том числе программы прикладных квалификаций; 

- программы прикладного бакалавриата; 

- программы бакалавриата; 

- программы подготовки специалиста; 

- программы магистратуры; 

- программы послевузовского профессионального образования (с защитой диссертации).; 

- удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования, обеспечивающих доступность обучения  и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе;

- удельный вес численности студентов организаций высшего образования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), в общей численности студентов вузов;

- Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей образовательных организаций профессионального образования (из всех источников) к средней заработной плате  в экономике региона (преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования; профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего профессионального образования);

- удельный вес численности профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и  зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава в отчетном году;

- удельный вес числа организаций профессионального образования, направивших не менее 50 % от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда) в общем их числе;

- удельный вес числа  организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн. рублей, в общем числе организаций высшего образования;

- удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования;

- обеспеченность студентов общежитиями (удельный вес  студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях): государственные (муниципальные) образовательные организации среднего профессионального образования; государственные (муниципальные) образовательные организации высшего профессионального образования);

- число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего 
образования и дополнительного образования детей»


Целевыми индикаторами подпрограммы 2 являются:

- удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста;

- доступность предшкольного образования (отношение численности детей 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе);

- удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым показана такая форма обучения;

- охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);

- удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности 
учителей общеобразовательных организаций;

- удельный вес численности руководителей  государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

- удельный вес численности российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

- отношение среднемесячной заработной платы учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования к заработной плате в экономике; удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования.

Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы 3 «Развитие системы оценки 
качества образования и информационной прозрачности системы»


Целевыми индикаторами (показателями) подпрограммы 3 являются:

- число уровней образования, на которых реализуются механизмы внешней оценки качества образования;
- удельный вес числа образовательных организаций, в которых созданы органы коллегиального управления с участием общественности (родители, работодатели) в общем числе образовательных организаций;

- удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций;

- число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе.

Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы 4 «Обеспечение реализации 
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и 
прочие мероприятия в области образования»


Целевыми индикаторами (показателями) подпрограммы 4 являются:

- удельный вес числа электронных инструктивно-методических и научно-методических ресурсов, разработанных в рамках Государственной программы, к которым предоставлен доступ в сети Интернет, в общем числе электронных инструктивно-методических и научно-методических ресурсов, разработанных в рамках Государственной программы;

- количество проведенных мероприятий федерального и регионального уровней по распространению результатов Государственной программы;

- уровень информированности населения о реализации мероприятий по развитию сферы образования в рамках Государственной программы (по данным опросов).