суббота, 13 октября 2012 г.

Программа дошкольного, дополнительного и общего образования

Программа дошкольного, дополнительного и общего образования

Результаты международных исследований в области математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS) показывают, что средний уровень подготовки российских школьников по традиционным критериям устойчиво превышает средние международные показатели.  Российские одаренные школьники показывают хорошие результаты на международных олимпиадах.


Вместе с тем для отдельных территорий и групп детей существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. Речь идет, прежде всего, о слабонаселенных территориях с малокомплектными школами, в которых сложно обеспечить необходимый уровень и качество образования.

В последние годы в субъектах Российской Федерации проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных учреждений. Созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения.

Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.Более того, намечается тенденция формирования сегмента школ (как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. Образование в таких школах перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную и культурную дифференциацию. В ряде регионов эта проблема осознана и  решается. Необходимо и далее действовать активно, преодолевая наметившуюся негативную 
тенденцию.

Другой тенденцией в сфере качества образования, требующей адекватных мер образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.Результаты международных сопоставительных исследований PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологии.

Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования: внедряются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральные государственные образовательные стандарты (далее  – ФГОС) начального общего образования,  утверждены и  проходят апробацию ФГОС основного общего образования. Тем не менее остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как искусство, социальные науки, иностранный язык, технологии. Это связано с тем, что существующий механизм обновления содержания образования нуждается в дополнительной настройке, в повышении гибкости и
оперативности.

Возможности для принятия управленческих решений по повышению качества образования ограничены в ситуации незавершенности формирования системы независимой оценки качества образования на всех уровнях.

Профессиональное образование

В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, о повышении гибкости образовательных программ, о преодолении ранней узкой специализации, о внедрении ФГОС профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации.

Однако эти новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Часть системы профессионального образования остается закрытой от своих основных заказчиков. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций. Повышение качества пришло в противоречие с расширением доступности профессионального образования  – в колледжи и вузы поступают десятки тысяч выпускников школ с низкими баллами ЕГЭ.

Очевидна тенденция расширения конкуренции между традиционными организациями профессионального образования и новыми системами корпоративной подготовки (корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров).
Количество иностранных студентов в российских вузах и организациях среднего профессионального образования (СПО) невелико. На сегодняшний день в Российской Федерации обучается примерно 3 % иностранных студентов от общей численности иностранных студентов, обучающихся в организациях профессионального образования мира. Экспорт российских образовательных услуг падает и  составляет менее 1 % общемирового рынка экспорта образовательных услуг.

Кадры системы образования


Важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.

Выражен возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании: доля учителей пенсионного возраста составляет 18 %, доля педагогов-мужчин  – чуть более 12 %. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей российских школ в возрасте до 30 лет составляет 13 %. Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. Повышение заработной платы 
педагогов стало одной из целей реализуемых с 2011 года проектов модернизации региональных систем общего образования (далее  – проекты модернизации). По данным мониторинга модернизации региональных систем общего образования, к концу 2011 года средний уровень заработной платы учителей доведен до среднего значения по экономике региона или превышен в 69 субъектах Российской Федерации, а численность молодых учителей увеличилась на 10 %. Эта тенденция должна получить развитие.Однако проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников педагогических вузов в школу, но в наличии для них мест (количество педагогических вакансий незначительно) и условий для закрепления (при росте долиучителей со стажем до 2-х лет отмечается уменьшение доли категории со стажем от двух до пяти лет). Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций учителя. Система аттестации и оплаты труда педагогов  должна быть ориентирована на  повышение качества преподавания, на  непрерывное профессиональное развитие.

Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса  требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации.

В сфере профессионального образования в последние годы происходит увеличение численности преподавателей в возрасте до 30 лет и снижение данного показателя для возрастных категорий 40-49 и 50-59 лет. Вместе с тем возрастная структура в профессиональном образовании по-прежнему остается далекой от оптимальной. Одной из причин является низкая заработная плата педагогических и научно-педагогических работников учреждений профессионального образования  -85 % к средней по экономике страны. В это время в развитых странах заработная плата научно-педагогических работников составляет 200-220 % к средней по экономике государства. В системе профессионального образования недостаточно развиты механизмы  обновления и  повышения квалификации управленческих и
преподавательских кадров.

Несомненными факторами оздоровления кадровой ситуации в высших учебных заведениях стали реализация Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры для инновационной России» на 2009-2013 годы и развернувшаяся в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» деятельность по привлечению в российские вузы ведущих российских и зарубежных ученых. Однако их эффект ограничивается лишь несколькими десятками вузов.

Инфраструктура системы образования


В результате реализации  приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО), национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», региональных проектов модернизации  систем общего образования существенно обновлена инфраструктура общего образования, состояние которой при отсутствии инвестиций в течение длительного времени достигло критически низкого уровня.

Выделение средств на улучшение материально-технической базы образовательных организаций, закупку оборудования способствовало росту показателя доли обучающихся в современных условиях с 14 % в 2006 году до 66 % в 2011 году.

Все российские школы подключены к сети Интернет. Существенно улучшилось обеспечение школ современным информационно-технологическим оборудованием. Реализация проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, предусматривающего внедрение современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, позволила увеличить охват обучающихся горячим питанием.

При этом сохраняется межрегиональная и межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры современным требованиям. В ряде регионов в некоторых школах сохраняется обучение в третью смену, не обеспечено базовое благоустройство. Неравенство доступа учащихся к современным условиям обучения создает угрозу для единства образовательного пространства.

Реализация региональных проектов по модернизации систем общего образования в 2011-2013 годах предусматривает предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств регионов по модернизации инфраструктуры общего образования (приобретение оборудования, транспортных средств, капитальный, текущий ремонт и реконструкция зданий и др.).

Приведение всей инфраструктуры общего образования к уровню, соответствующему современным стандартам, позволило бы перейти от масштабных инвестиций к систематическому текущему финансированию, обеспечивающему поддержку этой инфраструктуры.

В последние годы существенно усилились вклады в инфраструктуру профессионального образования, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Образование».  Однако сотни учреждений  начального профессионального и среднего профессионального образования (далее  –соответственно НПО, СПО)  были переданы с федерального на региональный уровень без достаточных вложений в развитие инфраструктуры.

В России лишь небольшая группа университетов имеет современные кампусы, что снижает эффективность образовательного процесса в целом и привлекательность университетов для зарубежных студентов. Мобильность студентов не поддерживается достаточным числом и качеством общежитий.

Совместными усилиями государства и  университетов удалось существенно модернизировать информационно-технологическую инфраструктуру высшего образования. Однако задача формирования открытой системы библиотечных ресурсов системы высшего образования продолжает решаться.